Раимбек Баталов наметил фруктовый курс


Раимбек Баталов наметил фруктовый курс

КурсивЪ: 30.10.2014

Автор: ГУЛЬЖАНАТ ИХИЕВА

На Китай
Южные регионы Казах­стана могут работать на экспорт в Китай, считает председатель совета ди­ректоров Raimbek Group Раимбек Баталов. По его словам, экологически чистая сельхозпродукция - это та самая ниша, которую должен занять Казахстан среди экспорт­но ориентированных стран Центрально-Азиат­ских государств.
Вчера на IV Центрально-Ази­атском торговом форуме, орга­низованном USAID, обсуждались проблемы, препятствующие раз­витию экономического сотрудни­чества между странами региона. На панельной дискуссии, где перспективы развития торгов­ли в регионе оценивали непо­средственные участники рынка - бизнесмены, Раимбек Баталов заявил, что у Казахстана пока есть колоссальная возможность выйти на рынок Китая с продуктами сельского хозяйства: «Мы пока оберегаем свой рынок от ГМО. Конечно, не берусь сейчас судить о том, плохо это или хорошо, но, во всяком случае, мы сохраняем свой рынок по органике. Мне кажется, учитывая конкурентное преимущество других стран с точ­ки зрения производительности, наша ниша - это органика. У нас и маркетинговые фишки очень интересные. К примеру, Алма­ты - родина яблок. Это весь мир признает. Казахстанское зерно отличается высоким качеством. Овощи и фрукты южных регионов страны отличаются вкусовыми качествами. Это хорошая фишка для такого уникального рынка сбыта, как Китай, где идет ур­банизация, население в городах растет. Растет население, которое может себе позволить покупать более дорогие продукты». Мнение о том, что в Китай невозможно продавать ничего кроме сырья, он считает мифом. Как он отме­тил, правительство в Китае редко вмешивается в сектор, не относя­щийся к телекоммуникациям, по­этому все вопросы можно решить с помощью маркетинга, как это делается в обычной конкурент­ной среде. Также, по его словам, Казахстану будет достаточно иметь всего 1% рынка восточного соседа, чтобы Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области работали на экспорт в Китай. Сама компания Raimbek Group, по словам г-на Баталова, продает свою продукцию в 8 про­винциях Китая.
Однако, как сообщил эксперт, статистическая информация о темпах роста органической продукции в Казахстане отсут­ствует и еще не проработаны внутренние стандарты для раз­вития данного рынка. «Мы в рамках Национальной палаты и отраслевых ассоциаций не раз говорили о том, что у каждого министерства должен быть отраслевой эффективный анализ. Точно такой же, как если бы бизнес оценивал ры­нок: емкость рынка, количество игроков, доля малого, среднего, крупного бизнесов, доля орга­ники и неорганики. Когда этого нет, то разговоры о приоритете органики - это только слова. Если есть такая статистика у от­раслевого министерства, можно считать, что государство этому уделяет внимание, когда этого нет, мне кажется, это больше де­кларация», - считает бизнесмен.
Все же самым большим пре­пятствием для всех товаропроиз­водителей Казахстана остается логистика. Фермеры, по словам г-на Баталова, не имеют сейчас возможности привезти свой то­вар в местные, казахстанские, магазины, не говоря об экспорте. «Не примите это как рекламу, я лично работаю над тем, чтобы фермеры имели возможность продавать свою продукцию без посредников в сети «Арзан». Но мы столкнулись с серьезной проблемой - с трудом находим фермеров, которые могут со­брать, упаковать и привезти ее магазин»,- говорит он.
Вопросы логистики являются первоочередными для экспорта любой продукции. По данным, приведенным Раимбеком Бата­ловым, тарифы на перевозки за последние 2 года выросли на 20%, из-за чего затраты на транспорт стали составлять от 12% до 20% от себестоимости экспортируемого товара. Несмотря на небольшое расстояние, отправка одного вагона сока в Таджикистан компа­нии Raimbek обходится в $9 тыс. К тому же из-за административных барьеров между Узбекистаном и Таджикистаном товар на грани­це может простоять несколько недель.
Высокие таможенные пошли­ны, установленные соседними странами для защиты внутрен­него рынка, являются одной из основных проблем для казах­станских бизнесменов. «Говорить пока о свободной и взаимовы­годной торговле достаточно сложно. С одной стороны, мы декларируем некие приоритеты: когда собираются главы наших государств, говорят о том, что в Центральной Азии надо раз­вивать торговлю. На практике происходит ужесточение условий импорта товаров. Мы пока видим протекционизм. Туркмения, защищая свой рынок, вводит пошлину-$0,2 за литр сока, Тад­жикистан - $0,76, Азербайджан $0, 93. Что касается импорта из Узбекистана тех же соков, то таможенная пошлина у нас составляет условно где-то 15%, а если мы введем свой товар - 100%. Абсолютно несправедливо. В целом решение такой пробле­мы - это вопрос политический», считает бизнесмен.
Большой конфуз, по словам г-на Баталова, вышел с серти­фикатом соответствия, который был принят Казахстаном в рамках Таможенного союза. Таможенные органы и Киргизии, и Таджики­стана, и Туркменистана, и Китая отказываются принимать дан­ный документ. «Мы вынуждены проходить сертификацию два или три раза на один товар. К примеру, при экспорте молочной продукции в Китай мы столкну­лись с серьезными проблемами. У нас документы изменились, мы взяли российский вариант, а китайцы привыкли видеть синюю бумажку от Казахстана, они еще не ввели у себя соответствующие изменения».
В целом же объемы казахстан­ского экспорта, несмотря на раз­личные стимулирующие государ­ственные программы, продолжа­ют падать, сообщил г-н Баталов: в 2013 году объем экспорта сырья снизился на 3%, а экспорт готовой продукции - на 9%.

МЕДИАПАРТНЕРЫ
© "Chemonics International, Inc." | All rights reserved | Web development by Cone
Данный вебсайт разработан благодаря помощи американского народа, полученной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание вебсайта является исключительной ответственностью Chemonics International, Inc. и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства Соединенных Штатов Америки.