Внимание!
Регистрация для участия в выездном туре в МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос Восточные Ворота» закрыта.
Раимбек Баталов наметил фруктовый курс
КурсивЪ: 30.10.2014
Автор: ГУЛЬЖАНАТ ИХИЕВА
На Китай
Южные регионы Казахстана могут работать на экспорт в Китай, считает
председатель совета директоров Raimbek Group Раимбек Баталов. По его словам, экологически чистая сельхозпродукция - это
та самая ниша, которую должен занять Казахстан среди экспортно ориентированных
стран Центрально-Азиатских государств.
Вчера на IV Центрально-Азиатском торговом форуме, организованном USAID, обсуждались
проблемы, препятствующие развитию экономического сотрудничества между
странами региона. На панельной дискуссии, где перспективы развития торговли в
регионе оценивали непосредственные участники рынка - бизнесмены, Раимбек Баталов заявил, что у Казахстана пока
есть колоссальная возможность выйти на рынок Китая с продуктами сельского
хозяйства: «Мы пока оберегаем свой рынок от ГМО. Конечно, не берусь сейчас
судить о том, плохо это или хорошо, но, во всяком случае, мы сохраняем свой
рынок по органике. Мне кажется, учитывая конкурентное преимущество других стран
с точки зрения производительности, наша ниша - это органика. У нас и
маркетинговые фишки очень интересные. К примеру, Алматы - родина яблок. Это
весь мир признает. Казахстанское зерно отличается высоким качеством. Овощи и
фрукты южных регионов страны отличаются вкусовыми качествами. Это хорошая фишка
для такого уникального рынка сбыта, как Китай, где идет урбанизация, население
в городах растет. Растет население, которое может себе позволить покупать более
дорогие продукты». Мнение о том, что в Китай невозможно продавать ничего кроме
сырья, он считает мифом. Как он отметил, правительство в Китае редко
вмешивается в сектор, не относящийся к телекоммуникациям, поэтому все вопросы
можно решить с помощью маркетинга, как это делается в обычной конкурентной
среде. Также, по его словам, Казахстану будет достаточно иметь всего 1% рынка
восточного соседа, чтобы Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области
работали на экспорт в Китай. Сама компания Raimbek Group, по словам г-на Баталова, продает свою продукцию в 8
провинциях Китая.
Однако, как сообщил эксперт, статистическая информация о темпах роста
органической продукции в Казахстане отсутствует и еще не проработаны
внутренние стандарты для развития данного рынка. «Мы в рамках Национальной
палаты и отраслевых ассоциаций не раз говорили о том, что у каждого
министерства должен быть отраслевой эффективный анализ. Точно такой же, как
если бы бизнес оценивал рынок: емкость рынка, количество игроков, доля малого,
среднего, крупного бизнесов, доля органики и неорганики. Когда этого нет, то
разговоры о приоритете органики - это только слова. Если есть такая статистика
у отраслевого министерства, можно считать, что государство этому уделяет внимание,
когда этого нет, мне кажется, это больше декларация», - считает бизнесмен.
Все же самым большим препятствием для всех товаропроизводителей Казахстана
остается логистика. Фермеры, по словам г-на Баталова, не имеют сейчас возможности привезти свой товар в
местные, казахстанские, магазины, не говоря об экспорте. «Не примите это как
рекламу, я лично работаю над тем, чтобы фермеры имели возможность продавать
свою продукцию без посредников в сети «Арзан». Но мы столкнулись с серьезной
проблемой - с трудом находим фермеров, которые могут собрать, упаковать и
привезти ее магазин»,- говорит он.
Вопросы логистики являются первоочередными для экспорта любой продукции. По
данным, приведенным Раимбеком Баталовым, тарифы на перевозки за последние 2
года выросли на 20%, из-за чего затраты на транспорт стали составлять от 12% до
20% от себестоимости экспортируемого товара. Несмотря на небольшое расстояние,
отправка одного вагона сока в Таджикистан компании Raimbek обходится в $9 тыс.
К тому же из-за административных барьеров между Узбекистаном и Таджикистаном
товар на границе может простоять несколько недель.
Высокие таможенные пошлины, установленные соседними странами для защиты
внутреннего рынка, являются одной из основных проблем для казахстанских бизнесменов.
«Говорить пока о свободной и взаимовыгодной торговле достаточно сложно. С
одной стороны, мы декларируем некие приоритеты: когда собираются главы наших
государств, говорят о том, что в Центральной Азии надо развивать торговлю. На
практике происходит ужесточение условий импорта товаров. Мы пока видим
протекционизм. Туркмения, защищая свой рынок, вводит пошлину-$0,2 за литр сока,
Таджикистан - $0,76, Азербайджан $0, 93. Что касается импорта из Узбекистана
тех же соков, то таможенная пошлина у нас составляет условно где-то 15%, а если
мы введем свой товар - 100%. Абсолютно несправедливо. В целом решение такой
проблемы - это вопрос политический», считает бизнесмен.
Большой конфуз, по словам г-на Баталова,
вышел с сертификатом соответствия, который был принят Казахстаном в рамках
Таможенного союза. Таможенные органы и Киргизии, и Таджикистана, и
Туркменистана, и Китая отказываются принимать данный документ. «Мы вынуждены
проходить сертификацию два или три раза на один товар. К примеру, при экспорте
молочной продукции в Китай мы столкнулись с серьезными проблемами. У нас
документы изменились, мы взяли российский вариант, а китайцы привыкли видеть
синюю бумажку от Казахстана, они еще не ввели у себя соответствующие
изменения».
В целом же объемы казахстанского экспорта, несмотря на различные
стимулирующие государственные программы, продолжают падать, сообщил г-н Баталов: в 2013 году объем экспорта
сырья снизился на 3%, а экспорт готовой продукции - на 9%.